
Вакуум в научном понимании принято считать безвоздушным пространством, пустотой, которая не содержит ничего, что может представлять интерес. В своем роде, слово «Вакуум» созвучно со словом "Пустота". И в то же время – Вакуум – это среда, содержащая в себе множество частиц и обладающая неизученными свойствами. И шведская группа Vacuum не зря носит такое имя. Ведь в их музыке, текстах, стиле исполнения, имидже – много такого, что трудно понять, не используя интеллект и логику, не употребив чутье и не проникнувшись звуками их музыки. Музыка Vacuum требует максимальной отдачи, для лучшего восприятия. Группа так же загадочна, как и сам вакуум. Мог ли Александр Бард предположить, на сколько сильно название будет соответствовать истинной сущности группы?
История группы уникальна. За свое существование ни раз считалось, что группа распадалась, а на самом деле в ней происходили изменения; ни раз говорили о том, что группа поменяла состав, добавив новых участников, хотя на самом деле – менялся имидж солистов; ни раз Vacuum были темой для скандальной желтой прессы. И в этом нет ничего удивительного – проект был организован четырьмя яркими личностями, о которых не возможно не говорить.

Впервые о трио Vacuum мир узнал в 1996 году, в то время как уже два года состав был окончательно укомплектован. Первый сингл «I Breathe»(«Я дышу»), и позже снятый на него клип, явились яркой визитной карточкой группы. Маленькая Швеция в очередной раз «прокричала» о своем неисчерпаемом таланте, ведь до появления на свет Vacuum, это государство подарило миру не мало «суперзвезд» эстрады.
Создателем Vacuum явился Александр Бард – личность яркая, примечательная и неординарная. Он был в составе Army of Lovers на то время, когда его охватила идея создать проект, который смог бы «прокричать» миру о тех проблемах, о которых многие стараются замалчивать. О загрязнении атмосферы, о варварском отношении человека к природе, о религиях и влиянии религиозных сект на людей, о божественном, о философском, о космосе… О том, что может понять только тонкая душа, которой небезразличны глобальные проблемы современности. Кроме того, уникальности проекту добавили музыка в жанре синти-поп (синтетическая популярная музыка). В подобном жанре тогда играли единицы, при чем достаточно успешные, как всемирно известная группа «Depechе Mode». Кроме того, использовав подобный жанр, группе удалось передать мелодичность 70-х, электронный синтез 80-х и танцевальную энергию 90-х, даже сумев опередить время так, что музыка Vacuum остается современной и 10 лет спустя.

Само название Vacuum также включает в себя загадку. Хотя, название к артистам пришло спонтанно. Александр Бард, на то время увлекшийся микробиологией и астрономией, прочитав журнал «World Economist» («Мировой Экономист»), наткнулся на слово «вакуум». Тогда то и пришла идея назвать группу именно так – мало того, что это слово максимально точно описывало идею группы, оно еще и было созвучно во многих языках: так, например, на английском – vacuum(вэйкьюум), на шведском Vökuum(фвокуум), на русском – вакуум… Когда же было принято решение назвать группу именно так, то ребята столкнулись с проблемой – в Швеции уже существовала малоизвестная, но официально зарегистрированная группа с таким же именем. Тогда Александр Бард позвонил и договорился о том, чтобы те сменили название. Бойсбенд так напугался, что моментально проблема была решена – те изменили имя, а Vacuum досталось желанное название. Хотя, как утверждают артисты – ничего резкого Александр им тогда не сказал.
Идея создания, как уже говорилось, принадлежала Александру Барду, а так же Андерсу Уоллбеку. Изначально Vacuum планировался как квартет, но когда в группу пришли Маттиас Линдблом и Марина Шипченко – продюсеры пришли к выводу, что трио будет смотреться лучше.

Лидера группы Александр и Андерс искали достаточно долго, прослушивая разных исполнителей, в поисках наиболее подходящего для группы голоса. Было прослушано 60 вокалистов, однако ничего интересного тогда не нашлось. Помог случай. Однажды на вечеринке Александр познакомился с высоким голубоглазым блондином Маттиасом Линдбломом, который предложил Александру послушать свою демо-кассету. Александру понравилось, и он предложил Линдблому стать солистом группы. Маттиас с удовольствием согласился, потому что до этого у него уже был опыт работы в похожем проекте «Ceycamore Leave». Барда с Уоллбеком же устроил бархатный баритон вокалиста.
Третьей стала клавишница Марина Шипченко. Она занималась музыкой с 15 лет, играя поп-музыку в группе «Page», которая, по словам Марины, исполняла примитивную музыку и пела на шведском, а не на английском, тем не менее, была достаточно популярной. На одном из ТВ-шоу Марина познакомилась с Александром. Александра заинтересовала яркая брюнетка, блистательная ведущая шоу о музыке, которая, к тому же, оказалась профессиональным музыкантом по игре на фортепиано и клавишных. Такое является редкостью – ведь, по статистике, чаще встречаются девушки-вокалистки. Марина с удовольствием присоединилась к группе, поскольку посчитала, что музыка Vacuum более естественная, зрелая и живая, чем та, которую Шипченко играла в других коллективах.
Таким образом, была сформирована группа, в составе продюсера Андерса Уоллбека, известного еще со времен Army of Lovers, Александра Барда – тоже продюсера и одного из лиц группы, солиста – Маттиаса Линдблома и клаишницы – Марины Шипченко.
В 1997 году мир увидел альбом «The Plutonium Cathedral»(«Храм Плутона» (храм бога долины смерти, покровителя тьмы - Плутона), по второй версии «Храм Плутония» (храм химического элемента, свойства которого и по сей день до конца не изучены, однако этот элемент относится к ряду радиоактивных)). Главными явились темы: «человек и наука», «человек и религия», «человек и политика», «человек и космос». Альбом моментально заинтересовал критиков. И тут возникли разногласия – с одной стороны таинственная, чарующая музыка, тексты, наполненные смыслом, имидж группы не мог не захватывать своей уникальностью. У группы буквально сразу появилось большое количество поклонников. С другой стороны – многих критиков взбудоражила загадочность и глобальная замысловатость текстов. И коллектив пару раз обвинили в употреблении наркотиков и некого рода пропаганду их. Даже более того – по сей день, находятся люди, которые считают, что в своих текстах Vacuum, а в частности, Александр Бард, обвинили шведское правительство в неправильных действиях по отношению к людям. На этой почве у некоторых возникла небольшая неприязнь к группе. К музыке же отношение всегда было иным – мелодичность, бархатный голос солиста, интересная игра тональностей понравились даже самым заядлым скептикам. Плюсов группе прибавлял Русский Симфонический Оркестр, совместно с которым были записаны некоторые песни. Своим имиджем музыканты показывали эру унисекса, равенства полов, сексуальной революции, так же – эру людей новой эпохи – загадочных, мистических, талантливых, таинственных, будто из другого измерения – из параллельной Вселенной. Такой имидж вызывал восхищение у многих, и немаловажную роль тут играла яркая внешность участников. Но так же, многими группа была не понята и воспринята, как продолжение тематики «права сексуальным меньшинствам», которую Александр развязал в своем проекте Army of Lovers.
Почти два года спустя мир увидел второй альбом «Séance at the Chaebol» («сеанс (с французского) глобальной економизации (с корейского)»). Название альбома максимально точно отразило его основную идею – «человек в современном обществе, которое напрямую зависит от денег, престижа, пиара, гламура…». Этот альбом стал более динамичным. И принято считать, что популярность группе принес именно он. Большую популярность Vacuum завоевал в России, Украине – в странах СНГ и близлежащих регионах.
Однако в 1999 году Александр решает уйти из группы. Такое заявление было воспринято, как распад и конец творчества группы. Но, тем не менее, музыканты опровергли информацию о конце деятельности коллектива. Теперь на сцене выступали Маттиас и Марина. Продюссированием занимался Андерс. Александр увлекся экономикой, политикой, начал работать над своей книгой, плюс – продолжал продюссировать другие проекты (самым ярким является Alcazar). Как утверждали музыканты – Александр ушел в тень, но все еще продолжал принимать активное участие в деятельности группы. Но, как стало известно через несколько лет – на самом деле уход Александра со сцены означал уход из группы. Vacuum, как в свое время и Army of Lovers, перестали его интересовать.
Маттиас Линдблом и Марина Шипченко выпускают альбом «The culture of night»(«Культура ночи») в 2000 году. Он выходит на территории, где они максимально популярны – в странах СНГ. По большому счету, этот альбом стал ремейком на предыдущий альбом «Séance at the Chaebol». И в какой-то степени это правда, ведь в альбоме большинство песен из второго альбома, которые приобрели новое звучание. Голос Маттиаса стал мягче, а музыка приобрела еще более электронный характер. Реакция публики на такие изменения была неоднозначной – кто-то хотел вернуть тот старый «научный» Vacuum, а кому-то новый, более естественный и романтичный стиль музыкантов импонировал больше. Так или иначе, «The culture of night» достаточно интересный альбом, в котором применен прием эклиптики - сочетание не сочетаемого – серьезные философские песни, исполненные в романтичном стиле. Такой прием сделал альбом таинственным и неординарным.
В 2002 году альбом «The Culture of Night» был перезаписан и к нему были добавлены еще две песни, одна из которых – «Starting(when the story ended)» («Начинаю, когда история окончена»). Могли ли тогда музыканты знать, что эта песня станет своеобразным девизом Vacuum спустя пару месяцев?..
В том же 2002 году состав группы покидает Марина Шипченко по ряду личных причин.Она, два года спустя, вернется на сцену в составе нового проекта Александра Барда Bodies Without Organs (BWO).
Опять прозвучала информация о завершении существования некогда легендарной группы Vacuum. И казалось бы – вполне оправданная.
Два года группа хранила молчание (тем не менее, она давала концерты и сотрудничала с музыкантами) и в 2004 году мир увидел новый, уже 5 альбом «Your Whole Life is Leading up to This»(«Вся твоя жизнь ведет тебя к этому»). Как пообещал Маттиас в одном из своих интервью: « …даже если Александр решит от нас уйти – Vacuum останется прежним…». Александр ушел. Марина ушла. Казалось бы история окончена… Но все еще готовы были к работе Маттиас Линдблом и Андерс Уоллбек. Они и стали новым составом группы, пригласив к себе несколько музыкантов для сотрудничества, но последние скорее – дополнение. Костяк группы являют собой все тот же голубоглазый блондин Маттиас Линдблом и, теперь вышедший из тени, Андерс Уоллбек, который всегда был частью Vacuum, но никогда не был его лицом.
Музыка Vacuum сегодня достаточно сильно отличается от музыки прошлых лет. Тема песен осталась достаточно философской, но тема философии сменилась. Сегодня «гламурные шведы» Vacuum поют о жизни и любви, разлуке и смерти – своеобразные результаты разговором музыкантов между собой, либо свои собственные мысли и переживания о глобальных проблемах бытия.
Современная музыка Vacuum все так же требует к себе внимания, полной отдачи и душевного проникновения… Саунд группы получился чистым, искренним, сильным, наполненным жизнью и опытом, и вместе с тем – простым.
Кроме того, Маттиас и Андерс занимаются продюссированием и написанием песен для других артистов.
В ближайшем будущем ожидается выход нового альбома группы.